Главная » 2010 » Май » 29 » Формирование ключевых компетенций на уроке информатики через участие в социальном проекте
08:52
Формирование ключевых компетенций на уроке информатики через участие в социальном проекте
Формирование ключевых компетенций на уроках
информатики
через участие в
социальном проекте
В нашей школе в рамках
участия в работе экспериментальной площадки мною был разработан социальный
проект «Виртуальная деревня», целями которого стали:
·привлечение
внимания школьников к актуальным социальным проблемам родного села;
·включение
учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению проблемы силами
самих учащихся;
·развитие ключевых компетенций.
Проблема проекта – что мы можем рассказать
о своей деревне своим гостям и чем мы можем гордиться. Проект рассчитан на 2
года, реализуется учащимися 5-11 классов.
К работе над проектом привлекаются педагоги
школы, заинтересованные в применении ИКТ. Учителя-предметники в рамках работы
над проектом помогают учащимся определить темы исследований. Например: учитель
биологии предложил выяснить, какие лекарственные растения растут на территории
села, учитель географии предложил исследовать миграционные процессы населения
села, а учитель немецкого языка – провести сравнительный анализ российского и
немецкого села. В зависимости от преобладающей в проекте деятельности, учащиеся
работают над творческими, прикладными, исследовательскими заданиями. Эта работа
осуществляется по группам, попарно или индивидуально. После того, как ребята
определились с темой и целью своей работы, начинается важный этап - поиск и
хранение необходимой информации. Обычно в этот процесс погружается вся группа.
Учителю важно указать наиболее удобный способ для хранения информации. Ребята
создают свою папку, в которой в определенном порядке хранят необходимые для
работы файлы. Информационными источниками являются электронные учебники и
справочники Интернет, бумажные носители и т.д. После этого, начинается этап
определения технологий, которые наиболее удобны для реализации данного проекта.
На этом этапе каждый участник может проявить себя, работая с различными
информационными технологиями - это может быть обработка текста в Word или
Pablisher, анкет в Excel,презентации в
PowerPoint, обработкой цифрового фото,
видео и звука и др.
В результате работы над проектом, учащимися 5- 11 классов были созданы:
публикации о реке Латрык и роднике села Константиновка, буклет о
достопримечательности села – Барельской мельнице, презентации о географическом
положении, достопримечательностях села и миграции населения, была опубликована
книга «Наша малая родина»,с очерками
учащихся о природе и жителях села,налажена переписка по электронной почте с бывшими жителями села,
живущимив Германии, создана Wiki-страничка на сайтеhttp://www.letopisi.ru/.
Работа
над проектом осуществлялась как вурочное время, так и во внеурочное время. Работа в урочное время
строилась следующим образом: во время изучения программ Word и PowerPoint после
выполнения необходимых тематических практических работ, учащимся было
предложено работать в изучаемых программах над проектом «Виртуальная деревня»,
а именно оформить результаты их исследований средствами изучаемых программ. Во
внеурочное время учащимися изучаются программы и технологии работы с ними, не
входящими в стандарты образования по информатике и ИКТ, тем самым углубляя свои
знания по предмету. На следующий год планируется продолжить работу над проектом
и построить виртуальную модель будущего села.
Таким образом, участие в социальном
проекте привело к следующим ожидаемым результатам:
·повышение социальной активности учащихся, их
готовности принять личное участие в решении проблемы социальной ситуации;
·приобретение положительных умений в сознании
школьников, повышение уровня общей культуры личности;
·наличие у членов
проектной группы сформированных навыков коллективной работы;
·наличие умений
работать с прикладным программным обеспечением;
·наличие
сформированных ключевых компетенций;
На сегодняшний день в обществе актуальна
потребность в творчески мыслящих людях, способных к самостоятельности и
нестандартному решению проблем.Метод
проектов позволяет школьнику быть креативным, развивает умение ориентироваться
в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. В
процессе работы над проектом школьниками приобретаются важные качества: умение
самостоятельно мыслить, делать правильный выбор, предвидеть результат. Метод проектов позволяет развивать у
учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата,
развивать творческие способности и исследовательские умения, формировать
критическое мышление. Проектный метод обучения как никакой другой способствует
повышению степени самооценки каждого ученика, участвующего в проектной
деятельности, его самореализации и рефлексии.