Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 22.11.2024, 03:24

Персональный сайт

учителя английского языка
МОУ "СОШ с. Михайловка 
Саратовского района"
Резановой Натальи Ивановны
Меню сайта
Категории раздела
Проекты [19]
Разработки уроков [11]
Дидактический материал [8]
Презентации [6]
Документы [3]
Рабочие программы [25]
Внеклассные мероприятия [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 257
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Урок информатики 5 класс "Знакомство с алгоритмами"
[ Скачать с сервера (584.9 Kb) ] 21.04.2009, 15:05

Резанова Наталья Ивановна учитель информатики МОУ «СОШ с.Константиновака Саратовского района»

 Тема урока:  «Знакомство с алгоритмами»

Класс: 5

Тип урока:  комбинированный урок с мультимедиа-презентацией.

Цель урока: сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики

Задачи:

образовательные:

  •  сформировать понятия алгоритма, исполнителя;
  •  изучить свойства и способы описания алгоритмов;
  •  продолжить знакомство с программой Paint
  • связать полученные знания с практическим применением.

развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей ребенка ;
  • развить внимание, наблюдательность, память, творческое и логическое мышление;
  • развить художественный вкус и творческое воображение, умение сравнивать и анализировать, умение выполнять алгоритм по известным шагам;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

воспитательные

  • воспитать в ребёнке творческое восприятие мира;
  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;
  • воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность.

Методы и формы работы на уроке:

  • словесный – беседа;
  • наглядный – мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютеры;
  • практический – индивидуальная работа, работа в группе, практическая работа на компьютере.

 Оборудование и пособия:

  • компьютеры;
  • мультимедийная установка;
  • программа графический редактор Paint;
  • карта – практикум для учащегося;

 

 

 

 

 

План урока:

 

1.Организационно – психологический момент.

Здравствуйте ребята.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела информатики «Алгоритмы и исполнители». Это очень важный раздел информатики и прошу отнестись к его изучению очень внимательно.

Цель нашего урока – узнать, что означает термин "Алгоритм”, познакомиться со свойствами алгоритмов, научиться составлять алгоритмы.

2.Организация восприятия и осмысления новой информации.

      Чтобы выполнить некоторое дело, вы сначала продумываете последовательность действий. Чтобы научить кого-то выполнить эту же работу, надо описать последовательность действий так, чтобы она была понятна другому исполнителю. Например, чтобы пришить пуговицу, надо выполнить следующие действия.

1.    Достать швейные принадлежности.

2.    Выбрать катушку с нитью, цвет которой подходит к пуговице.

3.    Отрезать от катушки нить нужной длины.

4.    Вдеть нить в иголку.

5.    Завязать на конце нити узелок.

6.    Продеть иглу через ткань (с из­наночной стороны) и через от­верстие пуговицы.

7.    Продеть иглу через другое от­верстие пуговицы ткань.

8.     Повторить пункты б и 7 пять раз.

9.    Отрезать ножницами остатки нити.

10. Убрать швейные принадлеж­ности.

Наверное, кто-то из вас, при­шивая пуговицу, действует по соб­ственному плану. Можно, напри­мер, сначала завязать узелок, а потом вдеть нить в иголку, или отрезать уже продетую в иглу нить. Это говорит о том, что одну и ту же задачу можно решить разными способами. Но перестановка не­которых пунктов этого плана делает его неразумным или вовсе бес­смысленным. Например, «пришивать» пуговицу, не вдев нить в иглу, бесполезно.

Описание последовательности действий, строгое исполнение ко­торых приведет к задуманному результату, называется алгоритмом. Любой алгоритм можно изобразить графически или описать слова­ми. И словесный, и графический алгоритмы должны быть понятны исполнителю. Составление алгоритма работы особенно важно при работе на компьютере, даже если надо выполнить несложную задачу.

Происхождение слова «алгоритм» связано с именем великого математика Мухаммеда аль-Хорезми. Мухаммед аль-Хорезми быд родом из Хорезма, на что указывает его имя. Основной период еготворчества приходится на первую половину IX века нашей эры и связан с Багдадом, круп-ным научным центром Востока. Перу этого ученого принадлежит книга по математике, которая в течение нескольких столетий пользовалась широкой популярностью. В ней аль-Хорезми сформулировал правила выпол­нения четырех арифметических действий над многозначными числами. Этим учебни­ком люди пользовались несколько столетий. При переводе на латынь имя автора писали так: Algorithmi [алгоритми]. Ссылаясь на его книгу, европейцы упоминали: «Так говорил Алгоритми...» Со временем способы решения разнообразных задач стали называть алгоритмами.

Сами того не замечая, мы используем в повседневной жизни алгоритмы, составленные самостоятельно или другими людьми. Алгоритмом можно назвать и рецепт приготовления блюда, и ин­струкцию по использованию бытового прибора, и процесс шитья платья, описанный в журнале мод.

Например, выполняя инструкции, указанные в рецепте пирога, человек может не знать, что должно получиться в итоге и не иметь кулинарного опыта, но, тем не менее, он достигнет конечного ре­зультата, то есть испечет пирог, возможно даже съедобный.

3. Актуализация  опорных  знаний учащихся.

Итак, что же такое алгоритм? Слайд 2.

Запись в тетради определения алгоритма. Приведите примеры алгоритмов, исполняемых вами в повседневной жизни.

Алгоритмы обладают определенными свойствами. Разберем некоторые свойства алгоритмов.    Слайд 3.                                                                                                                                                                                                  

Комментарии каждого свойства с   примерами.

Виды записей алгоритмов. Слайд 4.

Составим алгоритм задачи «слепить снеговика», записывая действия-шаги словами. Слайд 5.

Проверим порядок выполнения шагов алгоритма. Слайд 6.

Решим эту же задачу, используя рисунки-шаги. Слайд 7.

Проверим порядок выполнения шагов алгоритма. Слайд 8.

Мы использовали два разных способа записи алгоритмов: словесный и с помощью рисунков. Главное - точно и понятно описать шаги алгоритмов. Слайд 9. Исполнителем для разобранных нами алгоритмов является человек. В каком виде нужно написать алгоритм, чтобы его исполнителем был компьютер? В виде программы. Это еще один вид записи алгоритмов.

Итак, запишем в тетрадях способы записи алгоритмов. Слайд 10.

1.       Словесный или словесно-формульный – рассчитан на исполнителя-человека.

2.       Графический – с помощью геометрических фигур, для исполнителя-человека, а также как подготовительный для реализации на компьютере.

3.       Программный – для исполнителя-компьютера.

 4.Практическая работа. Творческое применение знаний.

1.Групповая работа.(10 мин.)

А теперь проверим, насколько хорошо вы поняли, что такое алгоритм и как правильно описать шаги алгоритмов. Предлагаю вам поиграть в игру. Разделитесь  на 3 группы. Первая группа – придумает и запишет алгоритм выполнения какого-нибудь задания, вторая группа или представитель из нее – выполнит это задание по алгоритму, написанному первой группой, а третья группа попытается восстановить алгоритм по увиденному. Затем сравним алгоритм, написанной первой группой и третьей.

2. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.(5 минут)

Продолжаем наш урок. Для того, чтобы правильно задавать последовательность шагов, т.е. –алгоритм, необходимо правильно и четко формулировать команды. В этом нам поможет следующее задание. Задание в виде карточек раздается по вариантам.

Укажите те задачи, которые вы считаете четко сформулированными:

  1. Измерить температуру.
  2. Помыть посуду.
  3. Купить что-нибудь в магазине.
  4. Починить велосипед.
  5. Взять книгу.

    1.Прочитать рассказ.

     2.Купит молока.

     3.Узнать прогноз погоды на завтра.

     4.Сделать уроки.

     5.Полить розу.

Поменяйтесь с соседом по парте своими карточками и давайте вместе проверим ваши работы.

Физминутка под музыкальное сопровождение(2минуты)

3.Коллективная работа. (7 минут)

Логические задания. Слайд 11.

Из каких геометрических фигур составлены человечки? Слайд 12.

Какой человечек лишний? Слайд 13,14.

Какой цветок пропущен? Слайд 15,16.

4.Практическая работа на компьютере (10 минут)

Нарисовать в программе Paint рисунок по образцу и записать алгоритм рисования в программе WordPad или программе Блокнот. Слайд 17.

 

 

 

 

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами узнали что такое алгоритм, познакомились с его свойствами, способами записи. Научились составлять алгоритмы, четко формулировать команды.

Домашнее задание. Составить алгоритм рисования светофора.

    Рефлексия учащихся.

Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Я надеюсь, что и вам тоже урок понравился и предлагаю оценить сегодняшний урок. Для этого, выделите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему впечатлению от прошедшего урока, который вы нарисовали при выполнении практической работы и предварительно скопировав, вставьте его в новое окно программы Paint.

Всем большое спасибо. Урок окончен.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 6 класса БИНОМ, 2007 г.
  2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь по информатики для 6 класса БИНОМ, 2007 г.
  3. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 6 класса БИНОМ, 2007 г.
  4. Макарова Н.В. Информатика Учебник для 5-6 класса ПИТЕР, 2005 г.
  5. СD Информатика, ГуруСофт, 2004 г.

 

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: РНИ
Просмотров: 4362 | Загрузок: 471 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz