Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 13.05.2024, 17:15

Персональный сайт

учителя английского языка
МОУ "СОШ с. Михайловка 
Саратовского района"
Резановой Натальи Ивановны
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям.
13:14
Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям.

Использование возможностей проектного метода в обучении информационным технологиям.

  

Неотъемлемой частью современного курса предмета “Основы информатики и вычислительной техники” является раздел “Информационные технологии”, под которыми понимаются технологии обработки текстовой, графической, числовой информации, ее хранения, поиска и сортировки, а также мультимедийные технологии. Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых – осязаемый результат творческой деятельности учащихся. В процессе создания проекта школьники создают новое знание, но нельзя забывать о том, что оно не может быть создано, опираясь на базовые (основные) знания, а также на общие учебные и предметные умения. Существенное значение имеет и тема проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Формы проектной деятельности школьников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося. Масштабы ученических проектов также различны: от работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до экзаменационного проекта, развитие которого продолжается и после окончания учеником образовательного учреждения.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Современный учебный проект сочетает в себе образовательные возможности и исследования, и эксперимента. Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся – самостоятельная реализация учебного проекта. Учебные проекты сегодня используются практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного.

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучении задается по нескольким параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта, непосредственно участвующего в проектной деятельности : индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться для реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, внепредметный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

По проблеме использования проектов в системе школьного обучения  имеется широкий круг литературы, созданной специалистами с многолетним опытом реализации учебных проектов. Кроме того, обширную информацию содержит Интернет. За время работы в школе   мною накоплен  опыт преподавания курса ОИиВТ с использованием проектной методики обучения. Особенностью данного опыта является создание интегрированных проектов по различным учебным дисциплинам, позволяющих максимально полно реализовать индивидуальный творческий потенциал учащихся.

 В данной работе излагается обобщение опыта взаимодействия “Ученик – учитель-предметник – учитель информатики”.  Я надеюсь, что данный материал будет полезен как учителям информатики, применяющим аналогичные методики в своей работе, так и другим школьным учителям, стремящимся внедрить в преподавание современные информационные технологии. 

Идея опыта.

Еще не так давно на страницах компьютерных и учебных изданий велась оживленная дискуссия о том, какими должны быть педагогические программные средства   предназначенные для эффективной поддержки уроков. Не беря в рассмотрение крайние точки зрения, отмечу лишь, что большинство спорящих сходились на мнении о том, что рядовой учитель не в состоянии разработать серьезный программный продукт, пригодный к массовому использованию. Профессиональные программисты, в свою очередь, бывают “страшно далеки от народа”, их добротные творения зачастую оказываются малопригодными с педагогической точки зрения. Вместе с тем, упомянутые выше особенности содержания и структуры современного школьного курса информатики предоставляют отличную возможность для внедрения в практику работы школ новых информационных технологий на базе сотрудничества учителя информатики, учителя-предметника и их ученика, подготовленного обоими учителями к реализации их педагогической. В самом деле, каждый из участников трио “Ученик – учитель-предметник – учитель информатики”, выполняя определенную ему при совместном планировании работу, прикладывает усилия в том направлении, в котором он является специалистом, отсюда следует благоприятный прогноз по поводу качества общего продукта.

Планирование проектной деятельности.

Любой проект в своей основе должен иметь тщательное планирование как этапов, так и результатов деятельности. Приведу примерные планы работы каждого из участника проектной группы.

Учитель информатики:

1. Производит ежегодную корректировку календарно-тематического планирования по своему предмету, выделяет определенное количество часов в выбранной параллели на проектную деятельность учащихся. Очевидно, к моменту начала работы над проектом учащиеся должны владеть навыками работы в программных средах, при помощи которых он создается, что также должно быть отражено в планировании.

2. С учетом индивидуальных особенностей учащихся совместно с учителем-предметником определяет круг школьников, способных осуществить работу над длительным (одно- или двухгодичным проектом). Работа над такими проектами может осуществляться, в том числе, на занятиях кружка по информатике, а также на домашнем компьютере ученика с консультированием учителя.

3. Помогает каждому учащемуся разработать индивидуальный план работы, осуществляет контроль над выполнением каждого из этапов плана с выставлением отметки по предмету.

4. Организует процедуру защиты проекта (на уроке, либо, по примеру нашей школы, на ученической конференции), дает рецензию на работу, выставляет итоговую отметку.

5. Осуществляет работу по накоплению проектного материала в школьной медиатеке и предоставлению доступа к ней школьников и педагогов.

Учитель-предметник:

1. Определяет потребность в педагогических программных средствах по своему предмету.

2. Рекомендует учителю информатики учащихся, заинтересованных в углубленном изучении своего предмета и создании творческой работы с использованием компьютерных технологий.

3. Помогает учащемуся создать или предоставляет ему собственную разработку темы проекта, а также в поиске и отборе литературы, составлении плана работы.

4. Оказывает учащемуся необходимые с методической точки зрения консультации.

5. Контролирует ход работы над проектом, вносит корректировки в промежуточные результаты работы.

6. При необходимости рецензирует работу перед защитой, совместно с учителем информатики организует процедуру защиты, выставляет итоговую отметку.

7. Использует работу в преподавании, поручает учащимся производить ее корректировку с учетом поступления нового материала.

Учащийся:

1. Самостоятельно или по рекомендации учителей выбирает тему работы, знакомится с образцами готовых программных продуктов, под руководством учителей овладевает технологиями, необходимыми для создания проектной работы.

2. Составляет план работы, изучает материал, необходимый для понимания ее содержания, в том числе с привлечением дополнительной литературы по рекомендациям педагогов.

3. В зависимости от вида программного продукта (презентация, сайт, база данных, программа и т.д.) разрабатывает его интерфейс, структуру и наполняет проект содержанием.

4. При разработке программного и печатного продукта руководствуется общепринятыми нормами оформления работ.

5. Получает необходимые консультации учителей, прислушивается к их мнению и пожеланиям при выполнении работы.

6. Готовит текст выступления на защите проекта, проходит процедуру защиты, по рекомендациям учителей (методического совета школы) может продолжить работу над проектом с перспективой выхода на итоговую аттестацию.

Осуществление проектной деятельности в рамках взаимодействия “Ученик учитель-предметник учитель информатики”.

Приведенные выше планы работы участников проектной группы являются, безусловно, примерными. Реализовываться они могут в различных формах и в разные сроки.

Результаты работы проектной группы.

Итогом совместной деятельности проектной группы, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеклассной работе программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно также проявятся – качественный рост показателей, определяющих уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к обучению школьников, возрастание эффективности урока и др.

Проектное обучение в настоящее время развивается дальше. В частности, ведутся активные работы по методологии «Направляемого проекта».Совершенно очевидно одно – это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний. Данной технологией представляется одна из реализаций проблемного метода обучения. Когда учитель ставит задачу, он тем самым очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит сделать ученикам : намечать промежуточные задачи, искать пути решения, действовать, сравнивать полученное с требуемым. Поскольку каждая стадия занимает определенное время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть организационные формы уроков.

Этап присвоения новой информации

Стадия работы над проектом

Организационные формы «уроков»

Мотивация, целеполагание

Постановка цели

Рассказ, беседа, лекция

Планирование

Обсуждение вариантов

Беседа

Построение схемы действий

Самообразование, продумывание хода деятельности

Самостоятельная работа

Система конкретных действий

Исследование

Семинар, практикум

Рефлексия

Обобщение и выводы

Самостоятельна работа, практикум, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия

Оценка

Анализ успехов и шибок

Семинар, консультация

Коррекция

Коррекция

 

 

Просмотров: 1101 | Добавил: РНИ | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт создан в системе uCoz