Итак,
чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?
Во-первых,
наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального
компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс
оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых,
компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом:
каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой
– доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на
других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный
контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других
уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных
компетентностей.
В-третьих,
именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание
собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом
организованы педагогом.
Наконец,
в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация
учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим
информатику. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем
создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в
классе, развития компетентности целеполагания. И для органичного внедрения
компетентностного подхода.
Рассмотрим,
какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в
направлении развития каждой из ключевых компетенций.
Как
было уже сказано выше, нет никакого сомнения в том, что уроки информатики
призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций.
Можно выделить следующие виды деятельности:
•
Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение
технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники,
колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.),
• Владение способами работы с информацией:
• поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах;
• извлечение информации с различных носителей;
• систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки,
фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных
и т.д.);
• технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п.
• преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой
– в цифровую и т.п.)
• Владение навыками работы с различными устройствами информации
(мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.)
• Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное,
оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и
т.п.)
• Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для
решения широкого класса учебных задач.
Говоря о коммуникативной
компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого
направления, характерные для уроков информатики:
•
Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос,
привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)
• Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов
построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды
и т.д.)
• Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами
оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых
документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)
• Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными
собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их
использования и т.д.)
• Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической
компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков
программирования; владение ими на соответствующем уровне)
• Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над
совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология
клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)
• Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов
(существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными
собеседниками и т.п.)
Мы
описали ключевые компетенции, традиционно рассматриваемые в качестве
приоритетных на уроках информатики, хотя логичнее и правильнее было бы начать
именно с этой компетенции – ценностно-смысловой. Именно умение ставить личные
цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с
заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности
вообще и успех в образовательной сфере в частности. Итак, в деятельностной
форме суть ценно-смысловой компетенции можно представить так:
•
Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще,
при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)
• Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером
группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в
работе системы, несанкционированный доступ к сети…))
• Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
В старших
классах уделяется особое внимание социально-трудовым компетенциям,
но и на уроках в начальном и среднем звене для их формирования можно и нужно
найти место:
• Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности
(требования к программному обеспечению, назначению сайта, функциональность базы
данных и т.п.)
• Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при
проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям)
• Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования
программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность
за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)
Общекультурная компетенция получает особое развитие
в ходе реализации творческих проектов на уроках информатики. В деятельностной
форме ее можно описать так:
• Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя,
слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и
приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений
компьютерной графики, музыкальных треков)
• Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей
развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной
техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)
Можно встретить
рассуждения о том, что главенствующую роль необходимо отвести
учебно–познавательной компетенции. Действительно, в ходе учебного процесса
степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество
результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно
выделить:
• Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей
деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения,
владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным
моделированием)
• Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и
явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и
формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.)
• Владение навыками использования измерительной техники, специальных
приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по
изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и
т.п.)
• Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с
новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.)
• Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на
современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания
презентаций)
• Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
И, в
заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для
ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить
себя вне школьной учебы:
• Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники
безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение
организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)
• Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как
средство самопознания - тестирование в режиме on - line , тренажеры, квесты и
т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного
сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом
сообществе и т.п.)
• Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки
преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки,
обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.)
• Наличие способности действовать в собственных интересах, получать
признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах,
завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов
своей деятельности).
Хотя
ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто
вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой
компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития
данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых
компетенций:
• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
• информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде,
систематизация данных, структурирование доклада…),
• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью
соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и
т.п.),
• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного
ряда, культура речи…).